| |||
Екатерина
АНОХИНА |
Чужими глазами
13 марта в фойе Белого зала Дома кино открылась выставка фотохудожника Эрика Дугласа «Россия глазами иностранца». Эта выставка составлена из работ начала 90-х и конца нулевых годов, и при объединении этих двух серий фотографий художник использовал прием сопоставления. Фотографии висят попарно по принципу «было – стало». Был маленький мальчик Антон из города Королев – стал успешный студент, проходящий практику в Америке. Была бедная школа в поселке Жостово – стала современная, оснащенная последними техническими достижениями школа. На самом деле Эрик Дуглас – не столько фотограф и фотохудожник, сколько журналист, да и в Россию он попал именно благодаря своей работе в качестве журналиста. Его (в составе американской группы) пригласили в Калининград, чтобы помочь в разработке изменений системы школьного образования и, конечно, налаживания контактов для сотрудничества «по обмену». Приехав в Россию, он влюбился в эту страну; стал фотографировать русских людей. По прошествии более десяти лет он вернулся, нашел именно тех людей, которых фотографировал раньше и снова сделал их снимки. Так незаметно появился материал для выставки. «Я хотел объяснить американцам, кто такие русские. И русским рассказать, кто они сами – ведь они себя не знают», - говорит Дуглас. И добавляет: «На самом деле, в наших народах очень много общего». Но все-таки есть различие. «Войдя впервые в русский дом, я почувствовал себя, как это не парадоксально звучит, действительно как дома. В Америке такого не бывает», - признался Дуглас в интервью. Внеклассный мастер-класс
13 марта в Белом зале Дома кино прошла творческая встреча с актером Сергеем Гармашем, где он рассказал о своих страхах, выходе кинематографа из кризиса, запахе черно-белых фильмов, вкладе молодых в искусство и вывел формулу сцнария. Сергей Гармаш предупредил еще в начале встречи, что он собирается провести не обычный мастер-класс и тем более не творческий вечер. Известный актер был полон решимости пообщаться с молодыми режиссерами, актерами, сценаристами, что ему, к сожалению, не очень-то удалось: он все время перетягивал одеяло на себя. Но это не помешало ему рассказать много интересного и сегодня особенно актуального. Побывав на встрече с Гармашем, можно написать пособие «Актер нашего времени». Приехал из провинции, покорил почти все московские театральные вузы, предварительно отучившись в Днепропетровске на отделении театра кукол. Поступил в Школу-студию МХАТ и после учебы по воле случая попал в театр «Современник». За все эти годы у актера сложилась вполне устойчивая система взглядов на российский кинематограф. Кино сейчас не находится в упадке, говорит Гармаш. Да, оно «в кризисном, тяжелом положении», но не в упадке, ведь хоть один русский фильм всегда есть на престижных мировых смотрах. Выход из кризиса – «в серьезном, влюбленном, страстном продолжении традиций советского кинематографа». Хороший сценарий, по мнению актера, должен состоять из «истории, литературы и роли». Разукрашенные «В бой идут одни старики» и «17 мгновений весны» теряют свой запах. Гармаш категорически отрицает всякую актерскую агентуру, потому что это – очередная почти бюрократическая ступенька, создающая препятствия. Актер считает, что преподавание в вузах сейчас оставляет желать только лучшего и что любой человек способен на любое. Он ценит своих коллег и говорит, что «у нас не десять Чулпан Хаматовых и не десять Раппопортов». А на вопрос «Что могут дать молодые?» он ответил просто: «Снять «Броненосец Потёмкин», заставляя амбициозную аудиторию вспомнить, что Эйзенштейн снял этот фильм в 25 (!) лет. Невыносимая сложность бытия,
или «Когда я без мамы» Елены Серегиной
В дневном показе 14 марта, как и во всех остальных показах, были собраны очень разношерстные фильмы: от ложноклассического гламура до абсолютной искренности портретных очерков. Вообще неигровые картины пока на XVII-ой «Святой Анне» держатся более уверенно. Им очень сильно помогает отсутствие как такового актера и присутствие живого, настоящего человека. До показа короткого метра Елены Серегиной нравились многие картины. Когда они заканчивались, зрители аплодировали и оставались с фильмами в дружеских отношениях. «Когда я без мамы» задел струну очень глубоко внутри, и фильм захотелось пересмотреть – разве это не высшая похвала начинающему режиссеру? Елена Серегина – молодой режиссер из Перми, где она, проучившись два года в Пермском государственном университете на бухгалтера, бросила университет и поступила в открывшуюся в городе киношколу. На вопрос «Как создавался ваш фильм?» Елена ответила: «Все началось с этюда «наблюдение», который есть в программе любой кино- и театральной школы. Я стала наблюдать за своей семилетней сестрой». Елену этот процесс невероятно увлек, и она решила снять о сестренке фильм. Неигровое кино. Полтора года, Четыре попытки. 13 минут. В короткометражке показана (не рассказана) история девочки Софьи, которая в свои 7 лет стала абсолютно взрослым человеком: сама ходит в детский сад, сама покупает в аптеке гематоген, сама гуляет, открывает и закрывает квартиру на ключ, выносит мусор, разогревает себе на ночь молоко и укладывается спать. Все сама. А поздно вечером, когда малышка уже спит, домой приходит усталая мама и видит на столе рисунок: огромное розовое сердце, а в нем размашистым детским почерком – «Люблю тебя, мама». Семья Елены Серегиной живет без отца – это правда. Мама работает на двух работах и вдобавок учится, поэтому приходит домой очень поздно – это тоже правда. Семилетний ребенок предоставлен сам себе – и это правда. Самая страшная правда в том, что эта крошечная очаровательная девочка уже взрослее многих 16-17-летних подростков. Самая добрая правда в том, что Софья нежно и преданно любит свою маму: девочке ведь уже целых семь лет, она совсем взрослая и, конечно, все-все понимает. |