СВЯТАЯ АННА - 2010
дневник фестиваля
 
Председатель Попечительского совета, Председатель Союза кинематографистов РФ 
Никита Михалков
Председатель Оргкомитета, Заместитель Председателя Союза кинематографистов РФ
Сергей Лазарук
Президент Фестиваля
Михаил Пореченков
12 - 19 марта 2010
          Организаторы Фестиваля
    
Дневник ведет Культурно-информационное объединение "МЕСТО ДЕЙСТВИЯ"
 
12.03.10.    13.03.10.    14.03.10.    15.03.10.    16.03.10.    17.03.10.    18.03.10.    19.03.10.  
Лена
КЛЕПИКОВА
О плавучем доме, бумажных снежинках и осенних листьях
В конкурсной программе фестиваля «Святая Анна» принимают участие фильмы самых разных направлений и жанров. Режиссеры – студенты и дебютанты, которые пытаются сосредоточить внимание зрителя на какой-то проблеме или же обратить его взгляд на ту или иную сторону нашей жизни.
Каждый – по-своему.
 
Фильм «На уровне воды» показывает зрителю будни лондонской пары, Тома и Алексии. Они разговаривают, готовят вместе еду, смеются, изредка ругаются – словом, ведут обычную жизнь. Разве что в не совсем обычном месте: как указывается в финальных титрах фильма, Том и Алексия – «жители каналов», люди без постоянного адреса, чей подъезд – пристань, а дом – лодка. Однако вести подобный образ существования – это не только любоваться закатом, стоя на палубе, и слушать, как волны плещутся о борт. Это процесс, сопряженный с множеством бытовых трудностей. К примеру, за обедом молодой человек жалуется Алексии, что в баллоне опять закончился газ. - Это очень неудобно. Как, знаешь, если в душе кончилась вода именно в тот момент, когда ты целиком намылился, - говорит Том и продолжает, несмотря на смех девушки. – Нет, правда, у меня так было три раза. - Может быть, легче просто купить дом? – спрашивает Алексия. - Это будет всё равно, что сдаться, - с улыбкой отвечает ей Том. Режиссер фильма, Татьяна Константинова, показывает зрителю жизнь Тома и Алексии с разных сторон: вот молодые люди внутри своего плавучего дома жарят на газовой плитке макароны; вот Том играет на клавесине и зажимает прищепками ноты, чтобы их не унесло ветром; вот молодой человек принимает участие в концерте, и оператор почти не показывает зрителю общий план сцены, сосредоточившись на деталях: пальцы скрипачки на грифе, нахмуренные брови виолончелистки, непроизвольно меняющееся во время игры выражение лица Тома… Подобные сцены перемежаются кадрами, демонстрирующими мир за пределами бортов лодки или стен концертного зала: проплывающие мимо здания, природные ландшафты, спешащие по своим делам люди. И вновь проявляется интерес к деталям: мокрый нос лодки; забрызганные ступени; улитка на мостовой, медленно вытягивающая рожки, в то время как мимо неё проносится суета большого города. И всё это - под плеск небольших волн, стук падающих капель или шум дождя, и почти неизменно – на уровне воды.
 
Начальные кадры одиннадцатиминутного игрового фильма Павла Дроздова «Ножницы» наглядно иллюстрируют название: чьи-то руки шустро вырезают разные фигурки для аппликации из ярких листов цветной бумаги. Помимо титров и названия на экране появляются слова: «Всем мечтателям посвящается». Главный герой фильма – высокий умственно отсталый юноша с неизменной улыбкой на лице и добротой ко всем окружающим в сердце, этакий местный Форрест Гамп. Имя у него достаточно редкое – Спартак. Спартак дружески общается с двумя типичными околоподъездными бабушками, основное времяпрепровождение которых – сидеть на лавочке и обсуждать окружающих, постоянно носит на голове строительную каску и мечтает заработать денег и жениться на продавщице Свете. Работает молодой человек дворником на территории завода, однако в связи с кризисом вместо зарплаты ему выдают партию товара – то есть, ящик ножниц. На фразу: «Зарплаты не будет, понял?! Денег нет!» Спартак отвечает улыбкой. Улыбается он и покупателям на рынке, и своим конкурентам. Конкурентам же не до веселья, поскольку человек в каске явно, пусть и ненамеренно, отбивает у них покупателей: у прилавка Спартака толпятся дети и взрослые, которым тот вырезает продаваемыми ножницами разноцветных бабочек, птиц, снежинки… Улыбается Спартак и во время того, как его бьют не вынесшие его популярности рядом стоящие продавцы ножниц, и после, сидя на снегу и глядя на взлетевшие вверх и смешавшиеся там со снежинками обрезки цветной бумаги, не обращая внимания на текущую из носа кровь. Весь фильм пронизан солнечным светом: он зайчиками бегает по снегу, отражается от каски Спартака, в которую тот чистит такие же ярко-оранжевые мандарины, предлагая их хмурым пассажирам автобуса, бликует на лезвиях ножниц. Финал фильма утопичен: Спартак едет по дороге за рулем купленного на вырученные деньги мотоцикла, а за его спиной сидит Света в свадебном платье. Верить этому или нет – что ж, каждый думает в меру своей мечтательности.
 
Пятиминутный мультфильм «Посмотрите вверх», дипломная работа студентки ВГИКа Светланы Подъячевой, показывает зрителю окружающий мир глазами ребенка. Ребенок – маленькая девочка с забавными косичками, гуляющая по серым городским улицам. Взрослым до неё дела нет, равно как и ни до чего другого – взрослые заняты своими, взрослыми делами, вжимают головы в плечи и смотрят исключительно вниз. Мостовые города – газетные, из газет же сделаны стены, блеклые обрывки газетной бумаги летают по воздуху вместо разноцветных осенних листьев, клочок газеты тащит в клюве ворона. Девочке же скучно вчитываться в однотипные мелкие строчки и выгибать шею, чтобы разглядеть буквы – она смотрит вверх, единственная в городе взрослых, и оттуда, сверху, к ней в руки падает ярко-красный кленовый лист. Девочка приклеивает лист на тумбу для объявлений прямо поверх газет и указывает заинтересовавшимся взрослым на небо. В финале фильма люди поднимают головы и удивленно смотрят вверх, однако велика вероятность, что долго они так не простоят, но привычно втянут голову в плечи, опустят взгляд и разойдутся по своим взрослым делам. И далеко не факт, что ещё когда-нибудь они встретят девочку, которая укажет им наверх. Фильмов в фестивале участвует великое множество, и, разумеется, не все являются удачными, однако встречаются ленты, способные побыть для зрителя той самой маленькой девочкой из мультфильма Светланы Подъячевой, указав на что-то необычное или ранее обделенное вниманием, и заставить этого зрителя – пусть и ненадолго – поднять голову вверх.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Бесплатный хостинг uCoz